Мотивация к занятиям одно из важнейших условий для включения ребенка в познавательную деятельность. О важности мотивов писали выдающиеся педагоги …
Но мало кто из родителей, и даже специалистов при упоминании мотивации осознает не только ее важность, но и сложность.
Достаточно распространено мнение, что мотивация рождается у ребенка благодаря взрослому, который ставит перед ребенком задачи.
Случай из практики: мама водит ребенка на занятия ежедневно и искренне удивляется, что в одно из таких занятий ребенок просто уснул! Достаточно ли здесь задачи, которую поставила мама ребенку и специалисту? Скорее всего, нет. Можно предположить, что не учтены физиологические потребности ребенка, такие как потребность во сне и отдыхе. А возможно, занятия рассчитаны на другой возраст (например, учебную, а не игровую деятельность), но маме нужно именно к этому специалисту. Чь я мотивация здесь определяющая, мамы или ребенка? Думаю, ответ очевиден.
В реальности, вместо мамы может быть бабушка, которая водит ребенка на кружок танцев в то время, когда он мечтает о робототехнике, так как хочет, чтобы ребенок достиг большего, чем она. Это может быть папа, по статусу которому нельзя выбрать школу у дома, где есть друзья, но нужно возить в лицей, чья программа ребенку непосильна, но поймет это папа не сразу. В дальнейшем, если разрыв между мотивацией близких и внутренней мотивации ребенка (его потребностями) не уменьшится, ребенок может приобрести даже невротические и психопатологические черты.
Примером несформированной мотивации к занятиям может быть как прямой отказ от занятий, так и истерики, протестное поведение, демонстрация детского поведения. Грамотный педагог всегда в состоянии разобраться в причинах отказа от занятий и найти обходные пути, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Но такой подход требует навыков наблюдения, времени и сотрудничества с родителями.
Поскольку мой текст для родителей, остановлюсь именно на таком условии как сотрудничество родителя и специалиста. Одна восточная мудрость гласит: можно привести верблюда к водопою, но нельзя заставить его напиться воды. Ребенок с внешней мотивацией может быть очень удобен, послушен, но это бег на короткой дистанции, без опоры на собственные потребности. Ребенок с внутренней мотивацией, свободой выбора может проявлять характер, не достигать поставленных целей, но это бег на длинной дистанции, один мотив сменяется на другой, ощущается ресурс. Продуктивным сотрудничество является тогда, когда внешняя мотивация близких становится внутренней мотивацией ребенка, когда деятельность полимотивирована и удовлетворяет базовые потребности ребенка.
Такой переход возможен, если ребенок заинтересовывается процессом занятий или результатом. В этом случае ребенок получает удовольствие от содержания и формы занятий, сталкивается с опытом успешности, делится этим успехом с окружающими. В результате представление о себе у ребенка расширяется до ощущения себя полноценным участником общения и соавтором в создании пространства взаимодействия, родители отмечают вне занятий проявления познавательной активности, улучшение отношений.
Непродуктивных вариантов несколько:
-когда родитель ведет ребенка на занятия и обещает по дороге, что педагог его не обидит (правда?!) К сожалению, стремясь сформировать желание заниматься, в действительности, такими фразами можно сформировать лишь тревожность.
-когда родитель обещает купить игрушку после занятия. В этом случае родитель переносит внимание ребенка с занятия на поощрение. Возникает вопрос: А будет ли интересно само занятие и где будет внимание ребенка, в настоящем или будущем?
-когда родитель после занятия дает ребенку сладости. Завершение занятия должно сопровождаться обратной связью для ребенка (что делали, что получилось, домашнее задание) и родителя (слабые и сильные стороны ребенка, мишени работы, показ дом.задания). Стремясь порадовать ребенка, родитель не дает сформироваться общей линии развивающей или коррекционной работы. Не говоря уже о том, что предлагая сладкое, родитель способствует нарушению микрофлоры и проявлениям дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. Эффективной заменой сладости может быть словесная или телесная похвала.
-когда родитель водит ребенка нерегулярно или регулярно, но не контролирует выполнение домашних рекомендаций. Безусловно, есть объективные причины, когда рекомендации соблюдать сложно (болезнь, отсутствие помощников и т.д). Но если это собственная позиция родителя (не соблюдать режим, сенсорную и пищевую диету, не обращаться к смежным специалистам и т.д), то родитель несет ребенку двойной посыл: «Ты занимайся, но слушай меня». Специалист при таком «сотрудничестве» больше выполняет роль обслуживающего персонала или аниматора. Эффективность соответствующая.
-когда родитель верит только в силу собственной мотивации и дисциплины.
В таком случае я обычно предлагаю применить такой подход сначала к себе (например, начните ходить в тренажерный зал и в снег и в холод, и в праздники и в болезни). И не говорите, что вам это не надо