Успешность коррекционной работы с неслышащими младенцами и детьми раннего возраста заключается в полноценном общении с малышом.
Коррекционная работа предусматривает соблюдение общих требований к воспитанию и обучению детей раннего возраста, так как неслышащий и слабослышащий ребёнок развивается по тем же законам, что и относительной нормы. Важно обеспечить для неслышащего ребенка такие же, как и для слышащего, возможности физического и психического развития. Однако снижение слуха и отсутствие или недоразвитие речи диктует необходимость применения особых методических подходов.
Следует подчеркнуть, что нарушение слуха особенно пагубно сказывается на овладении устной речью. Большое значение для развития речи неслышащего малыша имеют условия, в которых он воспитывается, отношение к нему окружающих взрослых, их воспитательное воздействие, также собственная активность ребенка в различных видах деятельности. Перечислим самые важные требования в воспитании такого малыша:
- Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет создать благоприятные условия для эмоционально-личностного контакта взрослого и ребенка, что является залогом успеха коррекционной работы.
-Проведение интенсивной систематической работы по формированию и развитию слуховой функции ребенка.
- Именно в процессе общения по поводу совместной деятельности у ребенка развивается понимание речи, а в дальнейшем и самостоятельная речь.
На основе подражания малыш овладевает, прежде всего, ритмико-интонационной стороной речи: восприятие младенцем интонации обращенной речи намного опережает понимание ее содержания; задолго до произнесения первых слов в речи малыша присутствуют голосовые реакции, воспроизводимые с разнообразными интонациями.
- Говорить с ребенком нужно всегда голосом разговорной громкости и ни в коем случае не кричать: громкие звуки могут вызвать у малыша акустическую травму, и его слух снизится.
Для успешного развития ребенка важно с первых дней жизни правильно его воспитывать. К воспитанию неслышащего малыша предъявляются те же требования, что и к воспитанию слышащих детей. Капризный, избалованный ребенок с нарушенным слухом будет страдать в жизни значительно больше. Достигнутые им результаты во многом зависят от того, насколько он приучен к систематическим занятиям, труду, насколько у него сформированы нормы поведения в обществе.