Новости Кеша

Для чего нужна первичная диагностика

Зачастую, приходя в наш центр для занятий , родители хотят, чтобы с ребенком в первый же день начали работу. Мамочки уверяют, что знают всё о ребенке и лишняя трата денег и времени для диагностики им не нужна. Давайте рассмотрим подробнее, что же включает в себя первичное диагностирование и для чего все же его необходимо провести?

1. Давай знакомиться!

На самом деле, знакомство - это очень важный момент, как для педагога, так и для ребенка особенно. На первой встрече ребенок может не пойти на контакт с «чужой тетей» и даже испугаться, в результате провести все время рядом с родителем. Конечно же, педагог старается наладить контакт с малышом и привлечь его к совместной деятельности. Но именно это первое знакомство уже о многом говорит: специалист уже оценивает, насколько у ребенка развиты коммуникативные качества и учитывает это для построения дальнейшей коррекционной работы.

Чем более самостоятелен ребенок, тем проще ему отвлечься от мамы и поиграть самому либо с чужим человеком. В целом, всё очень индивидуально, но суть консультации не в занятии, а в знакомстве.

Если ребенок пошёл на контакт на диагностике, тогда в беседе или в игре специалист может посмотреть интересующие аспекты развития малыша. Если нет, то может наблюдать за свободной самостоятельной деятельностью ребёнка, за его общением , что также даёт бОльшую информацию о его возможностях. Если педагог не замучил ребёнка картинками и просьбой "Скажи, как собачка лает?" - это совсем не значит, что диагностика не состоялась. Наблюдение часто наиболее информативно на начальном этапе работы.

2. Чего изволите?

При первой встрече специалисту важно выяснить запрос родителей, каких результатов они ожидают от занятий? Посмотреть насколько реально они видят проблемы ребенка. Неадекватные запросы педагог может сразу корректировать, объективно оценивая имеющиеся факты, которые видит лучше в силу профессионализма и опыта. Бывает, что обращаются с неправильным звукопроизношением у ребенка, а на диагностике выявляется, что помимо нарушенных звуков у ребенка еще имеются психологические и поведенческие проблемы, без решения которых ни о какой постановке звуков не может быть и речи. Опять же, педагог все это учитывает для проведения комплексной работы. Возможно, потребуется помощь и других специалистов.

3. Сбор анамнеза.

На первой встрече специалисту важно собрать анамнез (сведения из истории развития ребёнка и посещения занятий ранее). Это может занять основное время, отведенное на консультацию. Здесь может оказаться важной информация процесса развития ребенка на всех этапах до настоящего момента. Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли занятия прежде, ходит ли в ДОУ или центр развития. Чем любит заниматься дома, как общается в семье и с другими детьми, какие методы лечения проводятся в настоящее время? Возможно, исходя из анамнеза, станет ясно, что требуется помощь других специалистов и прохождение психолого-медико-педагогической комиссии. Всю общую информацию о ребёнке может дать именно беседа с мамой, а для этого необходимо достаточно много времени.

4. Открой ротик – скажи "А-а-а…"

Диагностика каждого возрастного этапа включает разные задания, которые имеют свои цели. Над звуковкой часто начинают работать после 4-х лет. Но если есть трудности произношения звуков раннего генеза (п, б, м, в, ф, д, т, к, г, х, н, сь, ль), то стоит начинать занятия и до 3-х лет. В игровой форме можно усвоить большинство из них и ввести в речь. Посмотреть правильность произношения звуков можно за 5 минут. А остальное время дать первое задание на дом, подробно его объяснив.

Грамматический строй обследуют по подобранному дидактическому материалу, в результате чего становятся видны трудности в словообразовании, словоизменении и др. или их отсутствие. По этой причине при записи на диагностику необходимо озвучить имеющиеся у ребенка особенности развития и диагноз, если таковой имеется.

Безречевые детки, а также дети с различными нарушениями развития – особая категория, с которыми чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребёнком в ходе нескольких занятий. 3-4 занятия требуется некоторым детям, чтобы привыкнуть к специалисту и показать все свои возможности и умения. Именно после этого можно будет говорить о планируемых прогнозах и планировании работы.

Дети с поведенческими трудностями требуют индивидуального подхода и, при необходимости проведение занятий без родителей, чтобы у специалиста была возможность самостоятельно выстроить с ребёнком взаимоотношения и стать авторитетом.

5. Скажите, когда мой ребенок заговорит?

Этот пункт, наверное, больше является советом педагогу. С прогнозами необходимо быть ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫМ! Нереальная надежда может потом обернуться неоправданными ожиданиями, в результате чего родители потеряют доверие к словам специалиста.

Всё очень индивидуально. Но у каждого специалиста есть свои представления о качестве своей работы и её скорости.Прогноз всегда может корректироваться и во многом зависит от активной позиции родителей.

Уважаемые родители, помните, всё в ваших руках! Вы можете помочь ребёнку своими активными действиями освоить родную речь, научить тем или иным навыкам, развить определенные функции и стать счастливым и успешным человеком. Поймите, 2-3 часа в неделю не достаточно для успешной коррекции. Только совместная комплексная работа родителей, педагогов и мед.работников даёт хороший результат.