Новости Кеша

Роль родителей в социализации детей с ОВЗ

Мир полон звуков. Ласковый мамин голос, звон погремушки, щебет птиц за окном... Но один из тысячи новорожденных не догадывается об этом, потому что появляется на свет с нарушением слуха.

Если уже в первые месяцы не предпринять решительных мер, ребенок может так никогда и не услышать человеческую речь, а значит, не научиться говорить.

Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом.

С возрастом число слабослышащих детей увеличивается - сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действующими на слух. Если восстановить утерянный слух нельзя, глухоту ребенка можно и нужно скомпенсировать другими средствами.

Никто из родителей, если в семье до этого не было прецедентов, не готов принять диагноз «сенсоневральная тугоухость» и поверить, что вылечить такую болезнь невозможно. И начинается марафон по специалистам по нетрадиционной медицине, колдунам, бабкам-целительницам, и пересказываются друг другу истории про какого-то Мишу, про его «совсем сожжённый слуховой нерв», восстановленный бабкой Мариной из Чернигова, адрес которой, к сожалению, потерян, да и Мишу никто не видел, правда, все знают, что слышать он стал лучше и заговорил отлично.

За время своей практики, работая в Бишкекском центре для детей с нарушением слуха, я ни разу не встречала ни одного излеченного ребёнка и не видела родителей, не пытавшихся пройти этим путём. Также не слышала от других специалистов о подобных случаях.

Не стоит терять времени зря, сенсоневральная тугоухость не лечится. К сожалению, это необратимое, т. е. не подлежащее исправлению при помощи лекарств, стойкое нарушение слуха.

Очень трудно принять такое, но принять надо. Состояние шока проходит достаточно быстро. Но всё-таки поберегите себя и своего ребёнка. Не стоит искать виновных в своей беде — это пустое и не поможет. Необходимо принять то, что жизнь ваша отныне изменилась, в неё вошли новые заботы, но будут и новые радости.

Ребёнок не исключён из жизни, просто ему нужно помочь справиться со своим неду­гом. Это — беда. Тот, кто должен быть лучше и счастливее вас, не слышит, он позже сверстников научится говорить, ему будет очень трудно. Это — правда. Помочь своему малышу, научить его говорить и слушать, сделать так, чтобы он не отстал в интеллектуальном развитии. И он вольётся в мир слышащих людей.

К сожалению, понимание этого приходит позже, поэтому лучше сразу заняться ребёнком. К нормальной реабилитации ведёт только один путь — сурдопедагогическая работа на базе правильного слухопротезирования. Другого не дано. Никакие свечи, прочищающие каналы, вол­шебные витамины, бабки-ворожеи не помогут.

Из медицинского мира нужен специалист-сурдолог и хороший невропатолог, из педагогического — прежде всего, психолог, и, конечно, сурдопедагог. Всё. Список помощников на данном возрастном этапе исчерпан.

Итак, чтобы помочь своему ребёнку нормально адаптироваться в мире звуков, и когда пережили состояние шока после постановки диагноза, необходимо сделать:

1 шаг – обратиться в КП, и получить профессиональную помощь и рекомендации:
-обратиться к врачу сурдологу,
-приобрести слуховой аппарат,
-пройти обследование, которое позволит правильно поставить диагноз, после чего ребенку можно будет провести кохлеарную имплантацию.

2 шаг – занятия с сурдопедагогом, который обучает речевой коммуникации и позволяет овладеть нормой человеческой речи с любой степенью снижения слуха.

Наблюдать за ребёнком, и не спешить с выводами. Эта работа не одного дня. На КП при обращении родителей я делюсь собственным опытом, сама связываюсь с врачами региональных клиник, чтобы сократить время хождения по кабинетам, родителям очень сложно иногда понять то, что говорят специалисты, или найти лучший для себя вариант.

Мне хочется поделиться и с вами собственным опытом воспитания дочери, у которой диагноз – сенсоневральная глухота с рождения. Точно также я обратилась к сурдологу, затем приобрели слуховой аппарат, после чего я выучилась на сурдопедагога, чтобы помочь своему ребенку адаптироваться в обществе. Сначала специалист проводил необходимые занятия, затем я могла это делать самостоятельно. К 4 годам стала формироваться речь, ребенок смог посещать массовый д/с, хотя таким детям всегда предлагают специализированные образовательные учреждения, чтобы изолировать от слышащего мира. Но я продолжала искать информацию о новейших технологиях в медицине, связалась с Московским институтом технологий, мы прошли консультацию многих специалистов и в итоге в 2010г. нам сделали операцию КИ. Теперь мой ребенок слышит на одно ухо практически норму и может обучаться в массовой школе, свободно общаться, развивать свои творческие способности, а они есть у каждого ребенка, не зависимо есть ли у него проблемы здоровья или их нет. Лиза посещает занятия музыкальной школы, отделения фортепиано и хореографии и художественное отделение.